Мужское бесплодие

Когда мужской организм не может выработать или обеспечить доставку в организм женщины необходимое количество способных к зачатию сперматозоидов, говорят о мужском бесплодии. По мнению различных авторов, мужской фактор служит причиной бесплодного брака в 35-40% случаев, то есть примерно столько же, сколько и женский. Если же учесть, что еще в 20% случаев бесплодие носит смешанный характер, то становится очевидно, что причины отсутствия беременности в паре с равной вероятностью могут быть связаны с каждым из супругов.

Причины бесплодия у мужчин

На способность воспроизводить потомство (фертильность) у мужчин влияет целый ряд различных причин, которые можно разделить на несколько групп:

• Аномалии урогенитального тракта врожденного и приобретенного характера. К таковым относятся, например, крипторхизм, последствия вирусного орхита, обструкция придатка яичка.
  • Эндокринные нарушения,такие как гипогонадизм, при котором яички вырабатывают недостаточно половых гормонов.
  • Нарушение температурного режима в мошонке, в том числе вследствие варикоцеле.
  • Генетические нарушения, и в частности, синдром Клайнфельтера, который является самой частой формой мужского гипогонадизма и встречается достаточно часто — у 0.2% новорожденных мальчиков.
  • Инфекции мочеполовой системы.
  • Иммунологические факторы, например, нарушение функций сперматозоидов под влиянием антиспермальных антител, которые вырабатываются в к антигенам сперматозоидов по различным причинам.

Помимо этого, в 30–40% случаев причину мужского бесплодия выявить не удается, и тогда говорят об идиопатическом бесплодии. У таких мужчин не обнаруживают изменений при осмотре и не выявляют эндокринных нарушений, однако, при анализе эякулята отмечают такие отклонения, как:

• олигозооспермия — снижение числа сперматозоидов, когда их становится менее 15 миллионов в 1 миллилитре эякулята;
  • астенозооспермия — доля подвижных сперматозоидов составляет менее 32%;
  • тератозооспермия — присутствует много сперматозоидов с измененной формой, а количество нормальных мужских половых клеток составляет менее 4%.

Очень часто перечисленные изменения отмечаются вместе, что обозначается термином олигоастенотератозооспермия или ОАТ-синдром.

Диагностика мужского бесплодия

В поиске причин мужского бесплодия большую роль играют лабораторные анализы, которые помогают определить как форму патологии, так и степень имеющихся нарушений. К их числу относятся:

• Анализ спермы, который позволяет определить ее физические свойства, количество и подвижность сперматозоидов, их форму и некоторые другие показатели. Все показатели, которые определяются при этом исследовании, стандартизированы и представлены в соответствующем руководстве ВОЗ.
  • Гормональное обследование, позволяющее обнаружить различные эндокринные нарушения, для чего оценивают содержание половых гормонов в крови.
  • Микробиологическое исследование, помогающее выявить инфекции урогенитального тракта. Инфекционно-воспалительный процесс в органах мужской половой системы часто протекает бессимптомно, но имеет сразу несколько механизмов влияющих на репродуктивное здоровье.
  • Иммунологическое исследование эякулята — ряд лабораторных анализов, из которых наибольшее практическое значение имеет прямой MAR-тест, позволяющий определить процент сперматозоидов, связанных с антиспермальными иммуноглобулинами.
  • Генетическое исследование. Немало случаев мужской инфертильности, ранее считавшихся идиопатическими, на самом деле связаны с генетическими нарушениями. Кроме того, такие процедуры, как ИКСИ, также требуют подобного анализа, поскольку определенный генетический материал может послужить причиной прерывания беременности.

Диагностический поиск при мужском бесплодии не ограничивается одними лишь лабораторными анализами. При необходимости применяются инструментальные средства диагностики, такие как термография мошонки, позволяющая обнаружить варикоцеле на ранних стадиях или ультразвуковое исследование — для оценки состояния предстательной железы.

Лечение бесплодия у мужчин

Многообразие причин мужской инфертильности объясняет принципиально разные подходы к лечению. Все методы борьбы с этой патологией делятся на три большие группы:

• Консервативное лечение. Применяется чаще всего при бесплодии, вследствие инфекционно-воспалительного процесса, эндокринных причин и патозооспермии — нарушений характеристик эякулята.
  • Хирургическое лечение. Позволяет эффективно устранить решить проблему мужского бесплодия при обструктивной азооспермии, когда в яичках образуются нормальные сперматозоиды, но вследствие непроходимости семявыносящих путей, в сперме они отсутствуют. Еще одним состоянием, которое может потребовать хирургического решения, является анэякуляторный синдром, характеризующийся отсутствием эякуляции в результате повреждения спинного мозга и некоторых других причин.
  • Альтернативные методы лечения применяются, когда консервативные и хирургические методы оказываются бессильны. К числу таких технологий относятся внутриматочная инсеминация, когда отмытая сперма вводится в полость матки, и ЭКО — сложная технология, которая включает в себя индукцию овуляции, забор яйцеклеток из яичников и их оплодотворение вне женского организма.

О том, какой метод лечения будет использоваться в конкретном случае, можно будет судить лишь после всестороннего обследования и выявления причин, которые привели к возникновению проблем с зачатием.

Преимущества лечения бесплодия, связанного с мужским фактором, в «Красной горке»

• Богатый практический опыт и высокая квалификация специалистов.
    Приемы ведет команда урологов-андрологов.
  • Современные средства диагностики и приверженность доказательной медицине.
    Мы используем в своей практике только методики, подтвердившие свою эффективность и рекомендованные Всемирной Организацией Здравоохранения.
  • Преемственность и коллегиальность.
    Над каждым клиническим случаем работает целая группа специалистов, что всегда позволяет найти оптимальный способ решения проблемы.

Бесплодие — не приговор, и сегодня огромное количество уже отчаявшихся семей получили возможность зачать своего ребенка. Услуги клиники доступны абсолютному большинству людей, и обратившись к нашим специалистам, вы получаете реальный шанс стать счастливым отцом ребенка, которым обязательно будете гордиться в будущем.

Прием (осмотр,консультация) врача- уролога по общим вопросам
2 100 ₽
Прием (осмотр, консультация) врача- уролога по нарушению репродуктивной функции
2 300 ₽

Приём ведут высококвалифицированные врачи, кандидаты и доктора медицинских наук, имеющие большой опыт работы.